Клиенты и серверы
В современных сетях при взаимодействии между конечными устройствами, как правило используются две модели:
- Клиент-серверное взаимодействие (client-server)
- Одноранговое взаимодействие (peer-to-peer)
Клиент-серверное взаимодействие
Любое конечное устройство может выступать в роли клиента или сервера. Сервер предоставляет некоторые сервисы или ресурсы клиенту. Клиент, соответственно обращается к серверу, получает некоторые ресурсы и пользуется ими.
Важно понимать, что отличие между клиентом и сервером в том, какое программное обеспечение установлено на них и как оно настроено. Например, если взять домашний компьютер и поставить на него приложение веб-сервер Apache, то можно сказать, что компьютер выступает в роли сервера. Если взять большой сервер IBM, поставить на него MS Windows и пользоваться веб-браузером, то можно сказать, что это оборудование используется как клиентская машина. Таким образом, разница между клиентом и сервером находится на уровне приложений модели OSI, с точки зрения нижестоящих уровней этой модели, разницы между ними нет.
На одном хосте может быть запущено несколько серверов. В небольших организациях часто практикуется один физический сервер, на котором работают одновременно, например, веб-сервер, почтовый сервер, файловый сервер и другие. К каждому из этих серверов могут подключаться свои клиенты.
Одноранговое взаимодействие
В этой модели устройства в сети равны: каждый выступает как в роли клиента, так и в роли сервера. Простейший пример – сеть MS Windows без домена. Несколько компьютеров обмениваются данными через открытые для общего доступа папки. Каждый получает и отдаёт файлы, выступая то как клиент, то как сервер.
Преимуществом одноранговой модели являются:
- Простота настройки.
- Меньшая стоимость внедрения (не требуется дорогостоящее оборудование для сервера).
- Может с успехом использоваться для простых задач вроде обмена файлами или сетевой печати.
Недостатки одноранговой модели в сравнении с клиент-серверной:
- Отсутствие возможности централизованного администрирования и управления сетью, так как все настройки применяются на каждом хосте отдельно.
- В связи с предыдущим пунктом, проблемы с безопасностью.
- Возможные проблемы с производительностью из-за того, что постороннее клиентское ПО может занимать ресурсы системы.
- В связи с предыдущими тремя пунктами, проблемы с масштабируемостью сети.
В организациях одноранговую сеть имеет смысл использовать только при небольшом (до десяти) количестве компьютеров и отсутствии специальных требований к централизованному администрированию и обеспечению безопасности.
Добавить комментарий